понедельник, 5 сентября 2011 г.

Победителей не судят?

Процесс принудительной депортации немецкого населения Восточной Пруссии в Германию, имевший место в 1945—1948 гг. было не что иное, как военное преступление в мирное время. Да, несомненно нацизм и фашизм должны были быть осуждены и многие нацистские преступники понесли наказание, но принудительное выселение из родных мест мирных, гражданских лиц это одно из преступлений 20-го века. Всего принудительному выселению подверглось около 200.000 человек. После окончательной победы армий стран союзников Потсдамская конференция, на которой произошла встреча лидеров СССР, США и Великобритании, фактически узаконила депортацию немцев из Восточной Пруссии. Между тем, несмотря на значительную долю беженцев, проблема изгнания немцев из Восточной Пруссии долгое время оставалась запретной темой.
Совместное проживание немецкого и советского гражданского населения на территории бывшей Восточной Пруссии, продолжавшееся более трёх лет в 1945—1948 годах, было уникальным явлением в истории обоих народов. Два параллельных мира, каждый из которых существовал сам по себе, но в силу обстоятельств, вынужденные в чем-то взаимодействовать и даже сотрудничать. В силу человеческой природы, между этими «мирами» начали быстро возникать искренние и глубокие человеческие связи. Одним из главных результатов совместного проживания стало изживание открытой враждебности советских людей к немцам. Восточная Пруссия (затем Калининградская область) стала единственной российской территорией, где это произошло в столь короткий срок. Сразу после войны началась работа по адаптации немцев к новой власти — выходила газета «Новое время» на немецком языке, были организованы школы, где преподавание велось на немецком. Тенденция к сближению двух народов активно сдерживалась политикой официальных властей, и затем была искусственно прервана депортацией немецкого населения в 1947—1948 годах. До 1951 года в области осталось лишь небольшое количество немцев, исключенных из списков на выселение. Как правило, это были высококвалифицированные специалисты, необходимые в народном хозяйстве. Самая последняя группа (193 чел.) была отправлена в ГДР в мае 1951 года.
В те послевоенные времена даже в армии были голоса выступающие против предвзятого отношения в обществе к немецкому населению. Один из этих голосов был литературовед Лев Копелев. В 1941 записался добровольцем в Красную армию. Благодаря своему знанию немецкого языка служил пропагандистом и переводчиком, участвовал в боях. В результате своих выступлений в Восточной Пруссии, он был исключен из коммунистической партии, а затем арестован в 1945 году за резко критические отзывы о насилии над германским гражданским населением. Приговорён к 10 годам заключения за пропаганду «буржуазного гуманизма» и за «сочувствие к противнику». Освобождён в 1954, реабилитирован и восстановлен в КПСС в 1956 году.
Нынешнее и последующие поколения должны стирать исторические ошибки. Мы все, русские и немцы заплатили за свои ошибки сполна. Мы говорим немцам и прусским семьям добро пожаловать в Кёнигсберг. Длинный путь предстоит для возвращения немцев, но первые шаги сделаны.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

И это правильно. Надо дружить. В наше время без этого никак. Считаю что наш Кёнигсберг сделает своё дело в этом плане. Жаль конечно что "страна Московия" связывает нас по некоторым параметрам.

Rustam Vasiliev комментирует...

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.