Мы живём в условиях, когда реальная оппозиция и зачатки гражданского общества в России, которые были бы способны как-то влиять на принимаемые в стране решения, фактически задавлены методами политического террора и произвола. Кремлевская власть же, заявляя о своих сверхвысоких рейтингах доверия и ими прикрываясь, реально не желает считаться ни с мнением конкретных граждан с активной гражданской позицией (ей проще записать их в экстремисты), ни интересами конкретных регионов. Не желает считаться она также и с собственной Конституцией, принимая новые абсурдные и репрессивные законы, вводя всевозможные «антисанкции» и новые запреты против своих же граждан. Кто-то до сих пор считает, что ситуацию можно хоть как-то переломить в свою пользу, участвуя в выборах различных уровней, и пытаясь добиться того, чтобы во власть попали оппозиционные кандидаты. Но выборы в РФ при данном авторитарном и полутоталитарном режиме, в условиях закрученных гаек и поставленных заглушек, представляют собой фикцию, по сути — фарс-имитацию демократической процедуры, где у властей давно отработаны технологии недопущения реальной оппозиции во власть. Зачастую рассчитывать на какие-то шансы на успех (про победу я и не говорю) в этом шулерском спектакле под названием «выборы» равноценно тому, чтобы уповать на справедливость российских судов в политически ангажированных судилищах, где всё предопределено указками сверху, а не правосудным разбирательством. Вы играете на заведомо проигрышном поле — на ИХ поле, и даже если вам посчастливится поймать шулера за рукав на махинациях, на предопределённый итог это влияния не возымеет. Последние «выборы» очередной раз это и показали. Нынешние российские реалии — гибридный суррогат советской действительности, вобравший и аккумулировавший в себе наиболее отвратительные её черты.
Волюнтаристский произвол фактических узурпаторов власти в стране, которые считают себя вправе говорить от имени всех граждан, вездесущ и повсеместен, а рядовой обыватель пассивен или оболванен пропагандой. История пребывания Путина и его камарильи у власти — это одновременно с тем и история систематического изничтожения в России конституционных прав и свобод граждан, «зачистки поля» под себя. Само название «Россия Федерация» — это уже давно фантик, вводящий в заблуждение касательно содержимого, потому что никаким реальным федерализмом в стране и не пахнет. Нынешняя РФ, по сути и содержанию, централизована и унитарна, а Москва выступает по отношению к территориальным единицам в роли метрополии, воли которой они подчинены. Произошла имперская унификация субъектов под единоначалие Москвы, они давно мимикрировали под данную модель взаимоотношений («москвоцентризм»), и именно в Москве принимаются решения, происходит назначение ставленников на местах и диктуется механизм финансового перераспределения. Точно также вследствие этого действие законов, которые принимаются в ГосДуме (орган, имитирующий парламентскую деятельность, а не деле обслуживающий интересы восседающих в Кремле, при отсутствии независимых ветвей власти), в т.ч. самых абсурдных и антиконституционных, автоматически распространяется на всю территорию Российской квазиФедерации. Следует отметить, что, к примеру, та же Чечня — случай отдельный. Однако именно ресурсная база иных российских регионов, при их молчаливом согласии, позволяет Москве выплачивать дань Кадырову за лояльность. Точно также, к примеру, идут дотации и в оккупированный Крым и, в целом, происходит спонсирование новых конфликтов из-за амбиций кремлёвских реваншистов, страдающих имперским «ирредентизмом» и шовинизмом. Недавно в своём интервью Андрей Илларионов озвучил кое-какие цифры, речь идёт о колоссальных тратах на эти кремлёвские войны. Прибавим сюда ещё траты на воинствующую пропаганду и общий ущерб экономике от политики конфронтации, плюс — репутацию агрессора на международной арене.
Тут лишь хочется задать простой вопрос — почему от этих «военных авантюр», войн «Единороссии» за т.н. «Новороссию», а теперь вот за «ДамаскНаш», должны терпеть значительные убытки и всевозможные последствия (в частности, удар по собственному благосостоянию) жители различных регионов, и в первую очередь, граждане, которые с такой политикой далеко не согласны? Почему, как её следствие, ухудшение взаимоотношений кремлевских руководителей со странами ЕС, введение этими же горе-руководителями т.н. «антисанкций» и падение курса рубля должны отражаться на благосостоянии, скажем, жителей Калининградской области? Ведь регион имеет эксклавное географическое положение и экономически давно был тесно завязан на соседние Литву и Польшу, добрососедство с которыми должно быть прямым интересом властей и залогом процветания её жителей. Но ставленники Москвы на местах способны только слепо подчиняться решениям федеральных властей (которые так именуются в квазифедерации), ставящим собственные амбиции превыше любой экономической и репутационной целесообразности.
Протекционистское самодурство кремлёвской власти, обложившей собственных граждан т.н. «контрсанкциями», ещё больше изолировало регион. Они рассматривают Калининградскую область, в основном, в качестве «стратегического объекта» —военной базы на Балтике, которую нашпиговывают всевозможным взрывоопасным металлоломом, а на реальный потенциал для мирного её развития им совершенно наплевать. Им нет дела до восстановления объектов культурного и исторического наследия, по большей части переданных некогда РПЦ (или, как бастион «Прегель», отданных «в безвозмездную аренду» своим верным холуям — в этом случае «ночным волкам», вместо того, чтобы открыть там музей археологии, как обещали ранее). Нет им дела и до создания условий для повышения привлекательности региона для туристов или развития фермерских хозяйств, когда большая часть земель в области имеет владельцев, но давно никак не используется. Всякого рода популистские речёвки губернатора о том, что «мы зато будем своё хозяйство развивать», можно всерьёз не рассматривать. Европа у них «плохая», только вот гранты брать оттуда на строительство дорог, детских площадок, клиник, облагораживание парков и т.д., они не стесняются. Да ещё и стремятся, чтобы с этого что-то осело у них в карманах, как по привычным «отечественным» схемам. Развивать они рады разве что-то под себя и свой интерес, а также рады эксплуатировать региональные природные ресурсы: янтарь, шельфовую нефть, собрались добывать калийные соли в Нивенском, наплевав на мнение местных жителей, экологию, и т.д. Только вот куда в большинстве своем уходит от всего этого прибыль? Какой процент остаётся на месте, а какой спонсирует нужды кремлевского режима, решающего потом, сколько выделить в виде подачки в местный бюджет с барской руки, с чего местные ставленники и чиновники должны получить и свою коррупционную долю? И насколько оправдан миф о дотационной зависимости в пересчёте на «отдаём-получаем»? Кому выгодно такое положение вещей в первую очередь?
Но поскольку мы сами можем наблюдать реалии нынешней российской действительности и на себе ощущать очевидные последствия политики властей и амбиций «пересидента», в жертву которым приносятся экономика и благосостояние граждан вместе со здравым смыслом, то лучше всего было бы попытаться найти механизмы возможного решения проблемы, пусть даже пока в теории. И сделаем это на примере Калининградской области, которой уже на протяжении длительного времени доводится влачить некое полуколониальное существование по отношению к паразитирующей во всех смыслах «метрополии».
Некогда Кёнигсберг был жемчужной на Балтике, а Восточная Пруссия являлась одной из самых процветающих германских земель, с её многочисленными курортами — Кранц, Раушен и т.д. Но советская власть, а далее и её последыши, способны были лишь уничтожать уникальные архитектурные памятники и строения, искать тут лишь какой-то наживы и личной выгоды, застраивать всё военными базами, овощными складами, бараками, хрущёвками и прочими коробкообразными строениями, вроде того же бессмысленного и пустующего «Дома Советов» вместо уничтоженного Королевского Замка. «Дом Советов», по сути, это символ и памятник советской глупости —«разрушим до основания, а затем... добавим только множество проблем». Объекты культурного и исторического наследия давно преданы забвению, былые экономические и культурные связи канули в небытие. Вот почему одна и та же земля в руках разных хозяев — это колоссальный контраст между прогрессом и развитием в общеевропейской канве с одной стороны, и бездарностью с невежеством вечных советских временщиков и заселенцев с другой. Им и в голову не приходило относиться к этой земле с должным почтением и уважением, реально возрождать её былой потенциал, т.к. от прошлого они напрочь открестились. Пафосный советско-российский ура-разливной лжепатриотизм с пустотрёпством о мнимом величии показал наглядно, что он представляет из себя с витально-созидательной стороны на примере этого региона — исключительно со знаком «-». Не зря говорится на латыни, что nullus enim locus sine genio est — у каждого места есть свой гений, дух-покровитель. Именно его эта земля практически потеряла, после того, как теперь здесь превалирует общесоветский поселенческий «стиль», если его можно так назвать. Земля превратилась в зону, огороженную колючей проволокой, словно заточённая в оковы и изолированная от прогресса. Также и уникальный spiritus loci (дух города) Кёнигсберга здесь систематически выхолащивался советским невежеством, когда на смену прекрасному привносилась лишь серая безвкусица и откровенное убожество.
Но стоит отметить, что есть всё же некоторые условно положительные моменты, которые по крайней мере позволяют утверждать, что не всё безвозвратно-безнадёжно. Недавно БФУ проводил опрос относительно самоидентификации жителей области. Согласно данному опросу лишь «41,4 % жителей Калининградской области ощущают себя жителями России», т.е. меньше половины. Остальные соотносят себя не с «единой-неделимой», а считают жителями региона, города. Есть и те, кто прямо указывает, что считают себя европейцами, жителями Европы, есть и «граждане мира» по Канту.
Если регион географически находится в Европе, то справедливо было бы утверждать, что его жители заслуживают европейского уровня жизни, а также соответствующего уровня прав и свобод. То есть элементарно заслуживают того, чтобы жить не хуже соседей, живя с ними в дружбе, устраняя протекционистские барьеры, становясь более открытыми друг другу на благо общим интересам, взаимовыгодному сотрудничеству и развитию. Но под властью Путина, его камарильи и довлеющего кремлёвского диктата это возможным не представляется, т.к. курс у них, прямо скажем —антиевропейский. В их головах витают имперские фантомы, а распад СССР является «геополитической катастрофой века», им импонирует психология времён холодной войны, им нравится само это состояние, когда их воспринимают в качестве угрозы, обезьяны с гранатой. И так они потешают своё самолюбие, рассказывая населению с экранов подконтрольных тв-рупоров, какие они сильные, как их все боятся, и как они всех «переигрывают». Это комплексы, свидетельствующие, прежде всего, об их патологической ущербности. Именно кремль и тянет балтийский регион «взад», к неосоветской диктатуре во главе с «пересидентом»-узурпатором, а ставленник-губернатор полностью подчинён его воле. Так что не лишним будет вспомнить несколько исторических терминов.
К примеру, есть такой термин, как «право нуллификации» —применительно к истории США он подразумевает отказ штата признать на своей территории действие закона, принятого конгрессом. Вполне логичным для жителей региона было бы добиваться для себя аналогичного права, а лучше —статуса республики со своей конституцией и с этим самым правом. Тогда Москва на правах узурпатора уже не могла бы так легко навязывать им свою волю, не считаясь с их собственным мнением и интересами.
Право нуллификации послужило бы хорошим стимулом к тому, чтобы маразматические законы не распространялись на всё территорию РФ автоматически, а отклонялись бы на уровне субъекта как антиконституционные, противоречащие прямым интересам его жителей. Ведь, как известно, многие принимаемые «ДурДумой» законы, как в целом, так и отдельные их формулировки, по сути своей антиконституционны. Но для этого на местах должны быть не ставленники кремлёвской бюрократии, а избранные и подконтрольные гражданам политики-менеджеры, деятельность которых полностью прозрачна и подотчётна.
Можно ещё вспомнить такое понятие, как «вольный город» (Freistadt), каковым являлся, к примеру, недалёкий сосед Кёнигсберга — Данциг в Восточной Пруссии.
Таким образом, есть все причины и основания к тому, чтобы добиваться через референдум для Калининградской области статуса республики с правом нуллификации. Не всё и не всегда должно решаться в Москве, и не так уж нерешаемы запущенные проблемы. Вот механизм противодействия распространению кремлёвского диктата, самодурства и маразма на всю территорию РФ. Механизм самый, что ни есть, демократический, на основе принципов подлинного федерализма. Можно было бы тут развить ещё тему необходимости перезаключения федеративного договора для осуществления реального равноправия регионов, но об этом в другой раз. А пока лишь скажу, что предложенный рецепт будет работать лишь при развитом гражданском обществе, когда есть немалое число граждански сознательных жителей региона с чувством собственного достоинства, готовых отстаивать свои общие интересы.
Автор Олег Саввин